автомобили: ЗиС-101

Вместимость: до 7 человек
Габариты (длина, ширина, высота), мм: 5750 x 1890 x 1870
Тип двигателя, объём: 8-ми цилиндровый, 5766 см3
Мощность двигателя: 90 л. с.
Расход топлива: 26.5 л / 100 км
Максимальная скорость: 115 - 120 км/ч
Почтовая марка

Перейти к:   мотоциклам

В 1935 году на Московском автозаводе имени И. В.Сталина (ЗиС) приступили к проектированию первого советского представительского автомобиля. За основу взяли американский «Бьюик-32-90». Два опытных образца ЗиС-101 весной 1936 г. были представлены И. В. Сталину и членам Политбюро.

Конвейерная сборка ЗИС-101 началась в январе 1937 года. В общей сложности до 1941г. из ворот завода вышло 8752 экземпляра этой модели и ее модификаций (ЗиС-101А, ЗиС-102).
Интересно то, что первая партия кузовов для этих автомобилей изготавливались не в нашей стране, а закупались американские кузова от «Бьюика-32-90». Всего кузовов было закуплено на сумму в 1 500000 долларов. На некоторые образцы машины впервые в нашей стране устанавливался радиоприёмник. Существовали также и бронированные варианты, и автомобили с кузовом кабриолет.

На представленном в нашем музее экземпляре ездили командующие Тихоокеанским флотом в 30-е и 40-е годы ХХ века, в том числе и будущий легендарный главком, адмирал флота Советского Союза Николай Герасимович Кузнецов, и адмирал Иван Алексеевич Юмашев (в честь этих людей в настоящее время названы улицы Владивостока). В конце 40-х годов этот экземпляр автомобиля в гараже ТОФ был заменён на современный ЗиС-110Б. В 1950 году всем оставшимся в гаражах страны ЗиС-101 было предписано заменить двигатель на более современный (от советского грузовика ЗиС-151 или американского Studebaker US6), но данный экземпляр чудом сохранил свой двигатель образца 1936 г.

В 1953 году, когда машину списали, её не разделали на металлолом, а продали в частные руки.

В 1956 году после трех перепродаж она попала в руки настоящего специалиста – П.З. Демьяненко.

В 1957 году машина чудом уцелела во время пожара, через 40 лет в 1997 году её хозяин закончил свой трудовой путь на Дальзаводе, а машину передал в наш музей. С тех пор П.З. Демьяненко — самый желанный гость нашего музея.

Сегодня Петру Захаровичу Демьяненко – 83 года. За его плечами достойная и трудная жизнь, огромный боевой и производственный опыт. На армейской службе он с 17 лет. В январе 1944 года в составе Дальневосточной бригады был направлен на прорыв блокады Ленинграда.
С 10.06.44 участвовал в боях по прорыву линии Маннергейма, где был тяжело ранен.
После трех месяцев госпиталя — бои в Эстонии. Далее в составе 59-й армии переброшен в Польшу на Краков, далее Висла, Одер. За Одером — снова на передовой, снова ранение, госпиталь. Война для Петра Захаровича закончилась под Прагой. В 1947 году поступил работать на Дальзавод, которому отдал 50 лет жизни.

С 1997 года Петр Захарович на отдыхе. Узнав о создаваемом музее, он сам приехал и подарил музею свой ЗИС-101, на котором отъездил 40 лет. Сегодня это экспонат №1.

Приморская государственная картинная галерея Конкурс сайтов <25 сайтов Приморья>